Фотоальбомы
Школьный журнал
Новости ЕГЭ и ОГЭ
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
Информатика
Иностранный язык

Главная » 2011-2012 уч. год » Проект - это здорово

Качественное образование - ресурс устойчивого развития общества
ГОУ средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Аргентине

 

Ноздря Ирина Рудольфовна, учитель русского языка и литературы

 

 

 

Творческий потенциал обучающихся.
 
Каждая эпоха обладает своими характерными особенностями, определяя способ бытия человека. Для 17-го и 18-го веков таким способом бытия была природа, для 19-го века - история, наука и культура, для 20-го – деятельность и культура, включающая научно - технический прогресс. В новом столетии способом бытия является творчество как сущностное свойство человека, как условие и средство его самореализации, самоосуществления. Есть все предпосылки для создания гуманного общества. Однако социальная действительность и потенциальные возможности не совпадают. Наступила эпоха крайне противоречивого для бытия человека информационного общества, которое продолжает социально расслаиваться, для которого характерны неуклонное увеличение объема передаваемой информации, возрастание скорости ее передачи, обработки и внедрения, с одной стороны. А слабый доступ к информации, невысокое качество образования, отсутствие материально-технической базы, – с другой. А это оказывает неоднозначное влияние на личность.Нынешних детей и подростков растит поколение родителей, воспитанных в иной идеологии, в ином строе. И если учесть, что две трети своей жизни ребенок проводит в семье, то перед школой встает задача помочь ему правильно сформировать мировоззрение социокультурной толерантности. Учить ребенка не примириться с действительностью, а объяснить его единство с обществом, в котором он живет, и выделенность из такового. Педагогу нужно суметь заметить эту выделенность, учить креативности, развивать творческую одаренность. Нет неодаренных детей – есть бездарные педагоги. Предоставить материальную базу – дело государства, а найти себя и помочь развиться тем или иным способностям – обязанность педагога – специалиста. Проблема творческой одаренности – одна из вечных тем науки и культуры. Ее решало общество древнего мира, средневековья и нового времени. Вопрос остается открытым и в наши дни. Ничто так не характеризует общество, как три ведущих момента:
  • отношение взрослых к подрастающему поколению;
  • одаренность личности к нравственному закону;
  • отношение народной массы к избранному меньшинству, архетипам, благодаря которым идет возвышение или занижение общего уровня культуры.

Индивид не способен в одиночку достигнуть высоких результатов. Творческая личность сильна нравственной психологической энергией, которую ей передает семья и ближайшее окружение в ранние годы жизни. Социокультурной энергией заряжает школа и общество, народ и науки, а также высоконравственные одаренные личности в малых и больших кругах общения. Толпа, масса в силу количественного преимущества обладает разными свойствами: уверенностью, авторитарностью, импульсивностью, легковерностью и внушаемостью, снисходительностью и безнаказанностью в оценках и решениях, чувством непогрешимости в них. При столкновении с истинной одаренностью эти черты оборачиваются то благом, то бедой, как для личности, так и для общества в целом. Общество может годами поклоняться «голому королю» и лишать себя настоящих эстетических канонов. Непринятому, непризнанному творцу ничто не прощается: «…и туфли цвета коринки, и то, что кольца носил», - как писал Ф. Г. Лорка, расстрелянный в период расцвета своего дарования. Отринутая творческая личность «уходит в себя», ищет поддержки извне, мечется, внутренне раскалывается, отказывается от своего таланта. Гений состоится при его социальной затребованности, заинтересованности общества в таком типе таланта, в его личностной интерпретации законов морали при соответствии своему времени и отчасти будущему. Признанный славянским миром за высший архетип образ преподобного Сергия Радонежского заложил в русский национальный характер главные черты житейского благонравия:
 
  • умение отдавать себя на общее дело;
  • навык к усиленному труду;
  • привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах;
  • умение, не обезличиваясь, находить свое место в составе сложного стройного целого;
  • естественность и простота с людьми в союзе с огромной внутренней силой и ладом.

Нравственное влияние такого архетипа действует на массы не механически, а органически, помогая отдельным личностям противостоять злу силою творческого нрава и разума.
Таким образом, отношение общественной массы к творческой элите дифференциально. Никому не удается добиться известности без снисходительности к нему людей, их доброжелательности. Но никому не удается добиться известности и спастись от зависти, соперничества, недоброжелательности. Очень важно не только поддержать талантливого человека, не разрушить критикой созданное им, но и найти в себе мужество не низвести пробившийся талант до «настоящего», то есть своего уровня.

 Жизнь необыкновенного человека в рядовых условиях не очень счастлива. Но она будет гораздо легче, если его станут окружать люди с относительной полноценностью бытия, тоже увлеченные своим делом. Все не могут быть гениальными математиками или певцами, но каждый может найти себя в какой-нибудь области, занять нишу, чтобы не было зависти и злости. Важно объяснить ребенку, что через труд и самосовершенствование он может стать мастером и добиться признания, материальных благ. Среди людей, занятых своим делом, поглощенных своей целью в жизни, талантливый человек не будет обречен на выживание, не возникнет ситуация унижения достоинства, оскорбления личности.

 Равнодушие и металл в сердцах взрослых людей по отношению к детям порождает победу худшего над лучшим. Гораздо проще снабдить детей информационными сведениями, чем развивать талант и нравственность. Сегодняшняя нетерпимость к чужому успеху, благополучию, национально ли, ментально ли выраженная – порождение просчетов предыдущего, да и настоящего поколения воспитателей, педагогов. Воплощая потенциальное в актуальное через творчество, педагог должен помнить, что глобальная задача педагогики – это возвышение человека до человечества.

 

 

 

ГОУ средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Аргентине

 

 

 

 Капустина Ирина Анатольевна

 

 

 Методические рекомендации по стимулированию познавательной деятельности обучающихся с разными уровнями подготовки

Стимулирование познавательной деятельности обучающихся является одной из главных и наиболее острых проблем современной школы. Особую значимость она приобретает в условиях нынешнего реформирования общей системы школьного образования.

В последние годы было разработано немало новых интересных методик по активизации познавательной деятельности обучающихся. Одновременно, к сожалению, ослабился интерес к использованию традиционных разработок, давно и заслуженно доказавших свою эффективность.

Как представляется, непременной основой любой познавательной деятельности служит комплекс знаний, полученный обучающимися на школьных уроках. Без твердой теоретической базы, позволяющей школьникам осмысленно воспринимать информацию по преподаваемым предметам, невозможна их дальнейшая познавательная работа. Осмысление и понимание являются мощными стимулами к познанию. В этой связи, повышение теоретического уровня преподавания, академический подход должны по-прежнему оставаться приоритетными в системе школьного образования. При этом академизм должен учитывать возрастные особенности обучающихся, а, следовательно, органично сочетаться с доступностью изложения и наглядностью. Одновременно следует избегать излишней перегруженности деталями, которые затрудняют восприятие школьниками и уменьшают их мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Необходимой составляющей познавательного процесса также является наличие у обучающихся навыков учебной деятельности. Формирование алгоритма учения по-прежнему остается важнейшей задачей школьного образования. Основы его закладываются в начальной школе, и на протяжении дальнейшего обучения в среднем звене происходит его закрепление и совершенствование.

Важным инструментом активизации стремления обучающихся к познанию остается регулярный контроль за степенью освоения ими пройденного материала. При внешней обыденности и рутинности этого процесса именно он вырабатывает у школьников дисциплинированность и организованность, которые во многом предопределяют продуктивность и познавательной деятельности.При проведении контрольной оценки знаний, наряду с использованием тестов, не стоит забывать и о традиционных письменных работах в виде подготовки кратких ответов на поставленные вопросы. Этот вид контроля не утратил своей актуальности, т.к. он упорядочивает их мыслительный процесс, развивает логику, а, следовательно, является залогом развития у них способности к познанию.

В этой связи представляется уместным вновь напомнить о необходимости работы по обучению школьников методике составления опорных конспектов. Выработка умения выделять главное в общем объеме получаемой информации, а также привитие навыка формулировать суть поставленной проблемы в максимально сжатой форме по-прежнему относится к одной из главных задач современной школы. Кроме того, этот вид работы позволяет вывести всех обучающихся на требуемый уровень знаний вне зависимости от их изначальной подготовки.

Подводя итог, вновь хотелось бы подчеркнуть важность и необходимость бережного отношения к традиционным формам и методикам обучения, которые всегда составляли основу для прочных знаний у обучающихся и служили базой для международного признания успехов российской общеобразовательной школы.

 

Категория: Проект - это здорово | Добавил: direktor2011 (03.02.2012)
Просмотров: 1788
За окном
Поиск по сайту
Архив новостей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 465
Полезные ссылки






Статистика


Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Аргентине © 2018
Наш адрес: Аргентина, г.Буэнос-Айрес, ул. Посадас, д.1663
Тел. (+5411) 4804-9210
E-mail: argschool@gmail.com

Сайт создан в системе uCoz